Ответственность за коррупционное правонарушение.
Статус государственных служащих определяется, прежде всего, Законом «О государственной
службе в РФ». Указанный Закон закрепляет не только права и обязанности государственного
служащего, но и ограничения. Среди ограничений, связанных с государственной службой,
предусмотренных п. 6 ст. 17 указанного Закона, назван запрет государственному
служащему принимать от физических и юридических лиц подарки, денежное вознаграждение,
ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения.
Согласно п. 3 ст. 575 ГК РФ разрешено дарение обычных подарков, стоимость которых
не превышает трех тысяч рублей, в сфере гражданско-правовых отношений. В ст. 17
Закона «О государственной службе в РФ» не исключено получение государственными
служащими подарков по случаю дня рождения, юбилейной даты трудовой, творческой
деятельности от друзей и коллег.
Взятка, имеющая характер подкупа, как правило, значительно опаснее взятки - благодарности.
При решении вопроса об ответственности виновных во взяточничестве, не обусловленном
предварительной договоренностью за уже совершенные действия должностных лиц, следует
обращать особое внимание на мотивы, которыми руководствовался взяткодатель, и
на предмет самой взятки... Поэтому, если материальная ценность полученного в знак
благодарности предмета явно малозначительна (букет цветов, коробка конфет и т.п.)
и со стороны вручившего его это был сугубо знак признательности, благодарности,
то следует говорить лишь о должностном проступке, не достигающем той степени общественной
опасности, которая требуется для преступления.
Принимая подарок, одаряемый должен сам, опираясь на свои нравственные, этические
убеждения и принципы, понимать, может ли он принять это в дар или нет. Правила
ГК РФ не отменяют и не могут отменять нормы уголовного законодательства об ответственности
за взятку. Приведенный выше перечень случаев дарения по поводу нельзя считать
исчерпывающим. Жизнь гораздо богаче нормативных установлений и разъяснений.
Главным признаком, отличающим дарение в гражданско-правовых отношениях от так
называемого «дарения» в публично-правовых отношениях, выступает безвозмездность.
Возмездный договор дарения является притворной и, в силу этого, ничтожной сделкой3.
От одаряемого даритель не вправе ждать какого-либо встречного предоставления.
При наличии встречной передачи вещи или права либо встречного обязательства договор
не признается дарением. По мнению профессора Н.А. Лопашенко, взяточничество, как
коррупционное преступление, является, по сути, сделкой, в нем наиболее очевиден
возмездный обмен благами, выгодами, преимуществами. В большинстве случаев этот
обмен обусловлен между сторонами сделки заранее, причем не имеет значения, до
или после совершения взяткополучателем обещанных действий, и встречный характер
передачи вещи, права, встречное обязательство, исключающие договор дарения, выражены
вполне отчетливо.
Вместе с тем взятка, независимо от ее размера, не является ни «обычным подар
ком», ни подарком вообще. Взятка, в отличие от дарения, предполагает обязательное
встречное предоставление. Она дается за что-то: «за действия (бездействие) в пользу
взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят
в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения
может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство
или попустительство по службе» (ст. 290 УК РФ)5. ГК РФ говорит о подарках, полученных
государственным служащим и служащим органов муниципальных образований в связи
с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей;
вовсе не означает, что эти подарки могут обусловить встречное предоставление в
виде совершения конкретных действий (бездействия) по службе, общего покровительства
и попустительства. Должностное лицо может принимать подарки без встречного предоставления,
причем в связи с его должностным положением или в связи с исполнением им служебных
обязанностей. Исходя из изложенного, «обычный подарок» должностному лицу, полученный
в связи с должностным положением или в связи с исполнением служебных обязанностей,
стоимость которого не превышает трех тысяч рублей (при отсутствии вымогательства
этого подарка), может быть признан таковым только при отсутствии интереса дарителя
в выполнении или невыполнении каких-либо действий должностным лицом в его интересах.
Таким образом, взятка и подарок, независимо от размера первой и стоимости второго,
вовсе не пересекаются, а ст. 290 УК РФ и ст. 575 ГК РФ регулируют раз личные отношения.
Уголовный кодекс РФ устанавливает несколько разновидностей получения взятки.
Согласно ст. 290 УК взятка может быть получена:
1) за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц,
входящие в служебные полномочия должностного лица (ч. 1);
2) за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц,
которые не входят в служебные полномочия должностного лица, но последний в силу
своего должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию)
(ч. 1);
3) за общее покровительство или попустительство по службе должностным лицом взяткодателю
или представляемым им лицам (ч. 1);
4) за незаконные действия (бездействие) должностного лица в пользу взяткода теля или представляемых им лиц (ч. 2). |