29 марта 2024

   Полномочия органов государственной власти в области охоты 
Главная страница | Карта сайта   
ТЕЛЕФОННЫЙ СПРАВОЧНИК
ВАЖНАЯ ТЕМА



ПОДПИСКА НА РАССЫЛКУ

Введите Ваш E-mail:


Телефон для справок:
(8342) 24-29-04



  Главная | Новости | Полномочия органов государственной власти в области охоты 
Полномочия органов государственной власти в области охоты.
 
Настоящий информационный обзор о полномочиях федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации (далее – РФ) в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, рассчитан в первую очередь на граждан, осуществляющих охоту в охотничьих угодьях или, проще говоря, охотников, а также юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере охотничьего хозяйства на территории закрепленных охотничьих угодий на основании охотхозяйственных соглашений или долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов – охотпользователей, для того чтобы они точно знали, куда именно и по какому конкретно вопросу им следует обращаться.
 С 1 апреля 2010 г. вступил в силу Федеральный закон «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов…» (далее – ФЗ об охоте), который регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства. Кроме того, данным законом определены полномочия федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов РФ в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, а также права и обязанности государственных охотничьих инспекторов, охотников и охотпользователей.
 В соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» (далее – ФЗ о животном мире) РФ передала органам государственной власти субъектов РФ осуществление целого ряда полномочий в области охраны и использования объектов животного мира, в т.ч. в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов. Исполнение данных переданных полномочий в Республике Мордовия возложены на Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия (далее – Минлесхоз).
 В соответствии с действующим законодательством РФ Минприроды России осуществляет следующие полномочия в области охоты:
 - согласовывает структуру, кандидатуру руководителя Минлесхоза и квалификационные требования предъявляемые к нему, документы об утверждении территориального охотустройства и лимитов добычи охотничьих ресурсов, указанных в ч. 4 ст. 24 ФЗ об охоте, которые затем утверждаются высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ;
 - осуществляет надзор за нормативно-правовым регулированием в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, осуществляемым органами государственной власти субъектов РФ, с правом направления обязательных для исполнения предписаний об отмене нормативных правовых актов субъектов РФ или о внесении в них изменений;
 
 - подготавливает предложения об изъятии переданных полномочий у органов государственной власти субъектов РФ, вносит эти предложения в Правительство РФ для принятия решения в случаях, установленных федеральными законами;
 - издает нормативные правовые акты по вопросам осуществления переданных полномочий, утверждает Правила охоты, нормативы в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, формы охотничьего билета единого федерального образца, разрешений на добычу, содержание и разведение охотничьих ресурсов, устанавливает порядок их выдачи, а также утверждает порядок регулирования численности охотничьих ресурсов, принимает иные административные регламенты, методические указания и инструктивные материалы, кроме того, вправе установить целевые прогнозные показатели, которые должен достигать Минлесхоз.
  В соответствии с действующим законодательством РФ к полномочиям Росприроднадзора и его территориальных органов (департаменты по федеральным округам, управления) регионального уровня, осуществляющим функции Росприроднадзора на территории соответствующих субъектов РФ относится:
 - осуществление контроля за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов РФ переданных полномочий в области охраны и использования объектов животного мира, не отнесенных к водным биологическим ресурсам, в т.ч. в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов;
 - контроль за расходованием средств, предоставляемых на осуществление органами государственной власти субъектов РФ полномочий в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета, в пределах своей компетенции (только Росприроднадзором);
 - согласование введения органами государственной власти субъектов РФ ограничений и запретов на использование объектов животного мира, в т.ч. охотничьих ресурсов (кроме объектов рыболовства).
 Перечень устанавливаемых ограничений охоты определен ст. 22 ФЗ об охоте, а процедура установления ограничений и запретов на использование объектов животного мира, установлена ст. 21 Закона № 52-ФЗ.
 В соответствии с ч. 1 ст. 33 ФЗ «Об охоте» к переданным полномочиям в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов относятся:
 - организация и осуществление сохранения и использования охотничьих ресурсов и среды их обитания;
 - установление лимитов добычи охотничьих ресурсов и квот их добычи;
 - регулирование численности охотничьих ресурсов;
 - определение видов разрешенной охоты и параметров осуществления охоты в охотничьих угодьях на территории субъекта РФ;
 
 - ведение государственного охотхозяйственного реестра и осуществление государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания на территории субъекта РФ;
 - заключение охотхозяйственных соглашений, в т.ч. организация и проведение аукционов на право заключения таких соглашений;
 - выдача разрешений на добычу охотничьих ресурсов, а также на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания;
 - осуществление контроля за использованием капканов и других устройств, используемых при осуществлении охоты, а также за оборотом продукции охоты;
 - осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (государственного охотничьего контроля и надзора) на территории субъекта РФ.
 
 Вышеперечисленные переданные полномочия осуществляются органами государственной власти субъектов РФ на всей их территории, за исключением полномочий в отношении охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях (далее – ООПТ) федерального значения, а также выдачи указанных разрешений в отношении охотничьих ресурсов, занесенных в Красную книгу РФ, и находящихся на ООПТ федерального значения.
 Аналогичные полномочия, но только на ООПТ федерального значения (заповедники, национальные парки, заказники) осуществляют природоохранные учреждения (дирекции), находящиеся в ведении Минприроды России.
 Кроме того, к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, т.е. к не переданным, а собственным полномочиям, относятся:
 - утверждение схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта РФ (территориального охотустройства);
 - разработка и утверждение норм допустимой добычи охотничьих ресурсов, в отношении которых не устанавливается лимит добычи, и норм пропускной способности охотничьих угодий;
 - выдача и аннулирование охотничьих билетов;
 - установление перечня охотничьих ресурсов, в отношении которых допускается осуществление промысловой охоты;
 - осуществление иных полномочий в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов в соответствии с законодательством РФ.
 Порядок разработки и утверждения территориального охотустройства, утверждены приказами Минприроды России от 06.08.2010 № 306 и от 31.08.2010 № 335. Порядок выдачи и аннулирования охотничьего билета единого федерального образца, форма охотничьего билета, установлены приказом Минприроды России от 20.01.2011 № 13.
 
 Если гражданин (охотник) или охотпользователь сочтет, что при осуществлении Министерством лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия переданных полномочий (см. ч. 1 ст. 33 ФЗ об охоте) нарушены его права и законные интересы, то ему следует обращаться с такой жалобой непосредственно в Управление Росприроднадзора по Республике Мордовия. В случае, если указанная в жалобе информация свидетельствует о наличии признаков нарушений подпадающих под компетенцию Росприроднадзора, то им в установленном порядке организовывается и проводится внеплановая проверка Минлесхоза. Если же нет, то такое обращение перенаправляется в государственный орган, в компетенцию которого входит решение поставленных в нем вопросов.
 В случае выявления Управлением Росприроднадзора в пределах своей компетенции нарушений они вправе направить Минлесхозу предписания об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий.
 В соответствии с законодательством РФ невыполнение в срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства влечет за собой административную (ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ), а злоупотребление должностными полномочиями и превышение должностных полномочий – уголовную ответственность (ст. 285 и 286 УК РФ).
 ФЗ об охоте определено, что в случае несогласия юридического лица или индивидуального предпринимателя, заключивших охотхозяйственные соглашения, гражданина они вправе обжаловать в судебном порядке следующие решения:
 - об отказе в выдаче разрешения на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания или аннулировании указанного разрешения;
 - об аннулировании охотничьего билета;
 - об установлении квоты добычи охотничьих ресурсов в отношении конкретного закрепленного охотничьего угодья, если она установлена в объеме меньшем указанном в представленной заявке без обоснования причин такого несоответствия;
 - органов исполнительной власти, осуществляющих государственный охотничий контроль и надзор, которые являются обязательными для исполнения всеми участниками отношений в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.
 Теперь на конкретных примерах рассмотрим наиболее вероятные виды нарушений, которые могут быть допущены органами государственной власти субъектов РФ при реализации переданных полномочий.
 
 Ст. 10 ФЗ об охоте определено, что органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), заключать соглашения или осуществлять согласованные действия в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в т.ч. путем создания более выгодных условий деятельности одним физическим или юридическим лицам по сравнению с другими такими лицами.
 К примеру, в случае если охотник посчитает, что закон субъекта РФ, устанавливающий порядок распределения разрешений на добычу охотничьих ресурсов между физическими лицами, осуществляющими охоту в общедоступных охотничьих угодьях субъекта РФ, необоснованно ограничивает его права, то он вправе обратиться в Минприроды России для проведения проверки и выдачи предписания об отмене данного нормативно-правового акта субъекта РФ или о внесении в него изменений. Или же оспорить указанный порядок, обратившись в суд с заявлением о признании не подлежащим применению соответствующей его части.
 Тоже самое и в отношении законов и иных нормативно-правовых актов субъектов РФ содержащих требования ограничивающие права граждан (охотников), права и законные интересы охотпользователей, в т.ч. о перечне охотничьих ресурсов, в отношении которых допускается осуществление промысловой охоты, который также утверждается законом субъекта РФ. Если охотник или охотпользователь сочтет, что в нем не указан тот или иной вид охотничьего ресурса, в отношении которого может осуществляться промысловая охота, поскольку его численность позволяет вести его массовую добычу в целях заготовки, производства и продажи продукции охоты, то ему следует поступить, как указано выше.
 Охотник или охотпользователь должен обращаться в Росприроднадзор лишь в том случае, если органами государственной власти субъекта РФ не исполняются или исполняются в ненадлежащем виде соответствующие переданные полномочия, например:
 - Минлесхозом плохо организована и осуществляется сохранение и использование охотничьих ресурсов и среды их обитания, в т.ч. государственный охотничий контроль и надзор на территории субъекта РФ (к примеру: имеются случаи массового браконьерства, по-прежнему продолжают уничтожаться места обитания диких животных, нарушаться правила охраны среды обитания или путей миграции животных, несмотря на обращения в Минлесхоз, либо мероприятия по охране отдельных объектов животного мира наносят ущерб другим объектам животного мира и окружающей среде и т.д.);
 - при утверждении высшим должностным лицом субъекта РФ лимитов добычи охотничьих ресурсов и квот их добычи был нарушен порядок, утвержденный приказом Минприроды России от 29.06.2010 № 228, а также не соблюден перечень охотничьих ресурсов, добыча которых осуществляется в соответствии с лимитом их добычи, установленный ч. 4 ст. 24 ФЗ об охоте и приказом Минприроды России от 17.05.2010 № 164;
 - не регулирование Минлесхозом численности охотничьих ресурсов на территории общедоступных охотничьих угодий, привело к возникновению и распространению болезней среди охотничьих ресурсов, нанесению ущерба здоровью граждан, объектам животного мира и среде их обитания, либо регулирование численности охотничьих ресурсов осуществляется способами, не исключающими нанесение ущерба (причинение вреда) другим объектам животного мира и не обеспечивающими сохранность среды их обитания. Регулирование численности охотничьих ресурсов должно осуществляться на основании решений, принимаемых Минлесхозом в соответствии с порядком и формой, утвержденными приказом Минприроды России от 13.01.2011 № 1.
Меры по регулированию численности отдельных объектов животного мира должны осуществляться только в целях охраны здоровья населения, устранения угрозы для жизни человека, предохранения от заболеваний сельскохозяйственных и других домашних животных, предотвращения нанесения ущерба народному хозяйству, животному миру и среде его обитания. В случаях, если Минлесхоз необоснованно ограничивает охотпользователя в изъятии объектов животного мира, наносящих ущерб сельскому, водному и лесному хозяйству, ответственность за нанесенный ущерб несут должностные лица Минлесхоза;
 - высшим должностным лицом субъекта РФ виды разрешенной охоты и параметры осуществления охоты в охотничьих угодьях (в т.ч. сроки весенней охоты на боровую и водоплавающую дичь) определены не на основании Правил охоты, утвержденных приказом Минприроды России от 16.11.2010 № 512 (после их вступления в силу);
 - Минлесхозом нарушен установленный ФЗ об охоте порядок организации и проведения аукционов на право заключения охотхозяйственных соглашений, а также заключения таких соглашений (в т.ч. с охотпользователями, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до 01.04.2010), либо действия Минлесхоза направлены на ограничение вопреки условиям конкурсов доступа к участию в них всех желающих приобрести право на пользование животным миром, уклоняется от предоставления разрешений на пользование животным миром победителям конкурсов.
 - Минлесхозом нарушены, установленные приказами Минприроды России от 23.04.2010 № 121 и от 24.12.2010 № 561 порядки выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, а также на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания соответственно.
 Кроме того, охотпользователи имеют право предъявлять в установленном законодательством РФ порядке иски за ущерб, причиненный им неправомерными действиями юридических лиц и граждан, повлекшими за собой гибель объектов животного мира, ухудшение среды обитания объектов животного мира, за необоснованное ограничение права на пользование животным миром, права собственности на полученную продукцию, а также в случаях прекращения права на пользование животным миром при изменении статуса земель с учетом упущенной выгоды.
 Адреса и телефоны Росприроднадзора и его территориальных органов можно узнать на официальном сайте Росприроднадзора в сети Интернет: www.rpn.gov.ru, а Минприроды России по адресу: www.mnr.gov.ru.
 При каких-либо нарушениях допущенных со стороны охотпользователей охотникам следует уже обращаться в Минлесхоз, органы прокуратуры или суд. Но никак не в Минприроды России, Росприроднадзор или его территориальный орган.
ПОИСК ПО САЙТУ

Поиск: 

ПОСЛЕДНИЕ ОБНОВЛЕНИЯ

15.03.2016 (15:21)
Макет ввода расчета платы за НВОС

22.09.2015 (11:51)
О смене сайта

11.09.2015 (11:05)
Реквизиты по оплате за НВОС

11.09.2015 (11:02)
Перечень нормативно-правовых актов и разъяснительных писем

11.09.2015 (11:00)
Расчет платы за НВОС

 
 
 
 
Почтовый адрес: 430005 Саранск, проспект Ленина, д.14, пом.5 
Телефон: (8342) 23-14-14 Факс: 24-04-42, E-mail:
rpn13@rpn.gov.ru
Поддержка сайта: Филиал в Республике Мордовия ОАО "ВолгаТелеком"
При копировании информации ссылка на источник обязательна.

Телефоны доверия: ФСБ - 28-88-88, МВД - 29-80-88, Росприроднадзора по РМ - 23-14-14, Росприроднадзора - 8-(495)-997-82-08, ФСБ России - 8-(495)-224-22-22, МВД России - 8-(495)-239-68-67